Помощь детям в выполнении домашних заданий

Если ребенку с трудом дается учеба и выполнение домашних заданий, значит за учебники придется засесть и родителям.

Не знаю, что еще придумать, - жалуется соседка на сына-шестиклассника. - Я его на улицу не пускаю, телевизор смотреть не даю, даже магнитофон отобрала. Спрашиваю: "Уроки сделал?" А он: "Ничего не задали". Вчера опять двойку принес … Не сидеть же мне с ним за учебниками, как в первом классе".

Чтобы избавиться от своей ненавистной школьной "повинности", дети готовы проявлять чудеса изобретательности и артистизма. Они могут просиживать положенное время с книгами и тетрадями, виртуозно изображая рабочий процесс, могут жаловаться на неожиданное недомогание, вызывая жалость и вздохи родных, могут просто обманывать, что все задачки решены еще в школе. Но, в конце концов, уроки как были, так и остаются неподготовленными. На следующий день в дневнике, естественно, появляется "результат" такой работы - двойка или строгое послание учительницы в адрес родителей.

Что дальше? Возможны варианты. Кто-то метает громы и молнии, кто-то тянется к ремню, кто-то пытается взять ситуацию под контроль. Но одного желания в этом случае мало, да и талант педагога, к сожалению присущ не всем. Ваше похвальное стремление может не только не принести ожидаемого результата, но обернуться обидами, раздражительностью и непониманием. Правда, это вовсе не значит, что надо сразу отказываться от занятий с ребенком. Просто, перед тем как вместе засесть за учебники, постарайтесь заранее встать на сторону ребенка - только так можно ему помочь.

С чего начать?

1.     Не отчаивайтесь заранее: принесет ваш совместный труд положительные результаты - прекрасно, нет - лучше поскорее прекращайте. Чтобы не портить нервы себе и ребенку, чтобы сохранить хорошие отношения и не превращать домашнюю работу в ежедневную пытку, не пытайтесь решить сложный вопрос криком или нотациями.

2.     Посоветуйтесь с преподавателем, как лучше построить домашние занятия, и запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребенком за уроки.

3.     Не пытайтесь делать всю работу за ребенка. Конечно, так было бы легче и быстрее, но в таком случае никакой реальной пользы от вашей помощи не будет: ведь учиться дальше предстоит не вам, а ему.

Нужно ли помогать детям выполнять домашние задания?

Тихие троечники

Как правило, заниматься дома очень не любят отстающие ученики. Они и на уроках пытаются отсидеться, вжавшись в парту и не поднимая головы. Им неинтересно учиться потому, что они не умеют схватывать на лету, не умеют все делать быстро, как их одноклассники, и не могут самостоятельно "догнать" остальных.

Как правило, такие дети сильны в чем-то другом: одни лучше всех бегают, другие - мастерят или фантазируют. Та часть учебы, которая не приносит им удовлетворения, просто кажется не очень важной. В таком случае настаивать, выдвигать условия, пытаться повлиять на ребенка строгостью, своим авторитетом  или угрозами бесполезно.

Нужно в первую очередь понять - почему ему не дается учеба, постараться устранить причину и изменить его отношение к школьным предметам. Лучший стимул - успех. Если с вашей помощью ребенок несколько раз хорошо подготовит урок, получит положительную оценку и заслужит похвалу учителя, опыт успеха поможет ему в следующий раз перебороть нежелание заниматься.

Что случилось?

1.     Причиной отставания в учебе могут быть проблемы со здоровьем у ребенка: плохой слух, слабое зрение, какие-то хронические заболевания или быстрая утомляемость. Посоветуйтесь с врачом и проверьте общее состояние ребенка.

2.     Поинтересуйтесь у классного руководителя - нервничает ли ваш ребенок на уроках, как он реагирует на свои неудачи, находит ли общий язык с одноклассниками и другими учителями.

3.     Иногда учебе мешают неприятности в семье. Малыш может быть удручен болезнью кого-либо из родных, может переживать из-за ваших размолвок. Страхи (самые разнообразные) действуют на ребенка угнетающе, и парализует его способность сосредоточиваться на уроках.

4.     А еще есть любимые предметы и нелюбимые.

Нелюбимые предметы

Когда ребенок начинает отставать по какому-то предмету, у него формируется стойкое предвзятое отношение к нему. Иногда он "спотыкается" на двойке, иногда ему кажется, что учитель его не любит или слишком строг. Ребенок думает: "У меня не получается математика, потому что это предмет скучный, мне абсолютно неинтересно решать эти задачи и примеры. И вообще, я хочу стать водителем, а им математика не нужна". Попробуйте переубедить его.

Во-первых, люди могут сменить за свою жизнь множество профессий (приведите свои примеры), во-вторых, с математикой сталкиваются все - от поваров до парикмахеров, а, в-третьих, если постараться взглянуть на самый скучный предмет с несколько иной стороны, он окажется очень интересным. Возьмите, скажем, учебник по математике Григория Остера (Поговорим о нем попозже). Скучно? Главное - увлечь ребенка идеей. Мир цифр, уравнений и формул приобретает совершенно новый смысл, когда подается в оригинальной манере. Из трудных упражнений можно разыграть целую детективную историю.

Кроме нелюбимых дети иногда выделяют предметы, на их взгляд, "несерьезные". "Ну кому нужна эта ботаника? Только девчонкам!" Если учитель не заинтересовал ребенка своим предметом, сделайте это сами. Совместный поход в музей, библиотеку, на выставку не только поможет расширить кругозор и доставит удовольствие всем, но также положит начало серьезному увлечению какой-то темой в истории, литературе или в той же ботанике, не пользующейся раньше должным вниманием.

Рекомендации

Домашняя работа "за компанию"

1.     Попробуйте предложить ребенку делать домашнее задание с кем-нибудь из друзей. Но не стоит приглашать в гости более успевающего товарища, чтобы совместное творчество не оказалось обыкновенным списыванием.

2.     Пусть дети по очереди попробуют себя в роли учителя. Объясняя и помогая другому, легче понять и запомнить это самому.

3.     Объясняя что-то ребенку, не позволяйте себе ироничных высказываний в его адрес. (Хотя, понимаю, это очень трудно, но надо). Самое безобидное, на ваш взгляд, сравнение может вызвать сильную обиду. Если постоянно называть ребенка "тупым", "ленивым" и "бестолковым", в конце концов, он поверит в это. Иногда дети ведут себя наихудшим образом просто из чувства протеста.

4.     Иногда роль репетиторов больше удается старшим братьям или сестрам: они хорошо помнят программу, у них больше терпения и им легче понять проблемы младшего, хотя бы в силу возраста.

Упражнение по педагогике

"Спокойствие, мой друг, только спокойствие!" - эти слова Карлсона нужно сделать своим девизом, когда вы подсаживаетесь к ребенку, чтобы вместе взяться за уроки. Будьте снисходительны и справедливы. Вспомните себя в детстве, и, может быть, вы увидите в ребенке себя.

Обычно дети, которых в школе считают ленивыми, на самом деле вовсе не такие. Ребенок может быть просто упрям, если его с рождения часто понукали. Вспомните - разве он ленится, когда дело касается его личных увлечений?

Но многих останавливает страх неудачи: это свойство обычно развивается у детей, чьи родители всегда слишком критически относились к их достижениям или требовали слишком многого.

За уроки - всей семьей

1.     Постарайтесь, чтобы ребенок понял: учеба - не наказание, а плохая оценка - не окончательный приговор его умственным способностям. Да, возможно, ему никогда в жизни больше не придется решать задачки, подобные школьным, но уметь находить верное решение в более сложных жизненных ситуациях необходимо всегда.

2.     У всех детей разные способности. Если ваш ребенок по натуре медлительный, не торопите его, дайте дополнительное время, чтобы "включиться" в работу на все сто процентов.

3.     Дети, которых сильно ругают и наказывают, могут дойти до состояния крайнего беспокойства и напряженности и потерять способность концентрировать внимание на чем бы то ни  было.

4.     Не превращайте проверку домашнего задания в показательные выступления. Бывает достаточно ответов на несколько ваших вопросов, из которых вы сделаете вывод - хорошо ли ребенок подготовился.

5.     Помните, что время выполнения уроков - священно и неприкосновенно, поэтому отрывать ребенка от занятий по пустякам (будь то срочно понадобившаяся помощь на кухне или прогулка с собакой) вы уже не имеете права.

В добрый путь знаний, дорогие родители!

Теги: , , , Категории: Школа

Подписаться на обновления:

Добавить комментарий