Укрощение строптивых

Упрямство как жизненная закалка

Развитие ребенка – это не просто накопление опыта, а прохождение определенных стадий. Каждый возраст ставит пред личностью особые задачи, и далеко не все «недополученное» на предыдущем этапе может быть восполнено на следующем. Становление воли, самостоятельности, упорство, подчинено тем же законом.

В книге «Нестандартный ребенок» В. Леви, анализируя истоки детского упрямства, пишет, что у животных и людей есть два инстинкта, две большие врожденные стратегии взаимоотношений с миром. Это «программа ДА» и «программа НЕТ». Программа доверчивости и подчинения, и программа не доверия и сопротивления. Если первое дается ребенку от природы, то второй он должен обучится.

Конечно, даже новорожденный младенец способен протестовать, например, отказываясь брать грудь и засыпать в удобное родителям время. Но серьезно за освоением «программы нет» ребенок берется в возрасте 2-4 года, а иногда подобное заметно и у годовалых. Это первый вызов миру и взрослым, проба отказа и поступков «вопреки». Все чаще у него есть свое мнение. Все чаще он хочет поступать по-своему – вопреки родительским пожеланием, категорическим запретам и указаниям.

Второй возраст упрямства совпадает с первыми школьными годами. Это протест против многочисленных «надо», которые появляются в жизни мальчишек и девочек, против ущемления прав.

Третий возраст упрямства по В. Леви  - подростковый, совпадающий с гормональными «бурями», и становлением личности.

Итак, тренировка сопротивления и упрямства – необходимая составляющая развития, но детские ростки этих способностей обычно вызывают протест со стороны окружающих, в первую очередь родителей.

Искусство сопротивления

Едва проснулся – «ОДЕВАЙСЯ!». Пора обедать – «ЧТОБ СЬЕЛ ВСЕ ДО ПОСЛЕДНЕЙ ЛОЖКИ!». Нарядного ребенка приводят на берег реки или моря - «К ВОДЕ НИ ШАГУ!». Нашел в парке камешки - «ВЫБРОСЬ СЕЙЧАС ЖЕ ЭТУ ГАДОСТЬ! Я КОМУ ГОВОРЮ!?». Одним словом «делай как тебе велят». Узнали себя?

Готовы ли мы посмотреть на детское упрямство с другой стороны!? Эта черта по сути является возможностью высказать свои мысли и точку зрения. Проявление упрямства дает ребенку ощущение того, что он способен выбирать, и может самостоятельно контролировать ситуацию, что в свою очередь повышает его самооценку. Владимир Леви предлагает мудрую формулу родительского отношение к упрямству:

1.     В третьи случаев найдите возможность уступить. Выберите для этого не очень принципиальные для вас вопросы. Например, какого цвета надеть носки на прогулку, есть вилкой или ложкой, сначала суп или второе, в какой последовательности делать уроки … В несущественных ситуациях удержитесь от привычного автоматизма «Я кому говорю!». Дайте «победить» ребенку. Пусть он почувствует, как это выиграть поединок. Для усиления эффекта, можно «сдаться» не сразу, а  немного поспорить, посопротивляться.

2.     В третьи случаев «выиграть» должны вы. Пусть это будут те вопросы, в которых категоричность и строгое родительское «надо» полностью оправданно. Надо собираться в школу, надо убрать за собой мусор, нельзя бить младших, нельзя бросаться камнями, лезть пальцами в розетку, нельзя произносить плохие слова, надо предупредить родителей уходя вечером из дома. Для каждого возраста – свои «надо» и «нельзя», и здесь важно, что бы они были поставленными и незыблемыми.

3.     Наконец, в третьи случаев поведение должно быть «промежуточным». Не настаивайте и не поддавайтесь. Отвлеките, переключите внимание, рассмешите, поведите себя неожиданно для ребенка. Это лучший подход в случаях, когда не желательны ни послабление, ни давление. Еда, порядок в доме, лечение … Продолжите этот перечень сами. Создайте список ситуаций в которых вы обычно ощущаете сопротивление ребенка и разделите их на три категории. По началу вам придется вспоминать, как поступить в том или ином случае, но со временем новый способ реагирования войдет в привычку.

И наконец, не забывайте о профилактике упрямства. «Чего ты сам хочешь?», «Как тебе кажется?», «Что выберем?», «Куда пойдем?». Задавая сыну или дочке  такие вопросы, искренне откликайтесь на его идеи и пожелания, вы демонстрируете уважение к ребенку как к личности. Увеличивайте количество ситуаций, когда ребенок будет решать как ему поступить. Учитывайте его мнение обсуждая семейные дела. Вместе планируйте будущее, обязанности и разочарования. Только будьте при этом искрение! И еще запомните: уже в дошкольном возрасте ребенок должен усвоить, что у него как и у каждого человека есть несколько прав:

1. Право выбирать. 2. Право переменить решение. 3. Право поступать по собственному желанию.

Речь идет не о том, чтобы пустить развитие малыша на самотек. Родители должны задать рамки – своего рода «коридор» допустимого поведения. Но позвольте ребенку самостоятельно выбирать путь внутри этих границ.

Теги: , Категории: Воспитание ребенка

Подписаться на обновления:

Добавить комментарий