Покажите ребенку, что такое правильное поведение

Самое первое правило, которому надо следовать при воспитании ребенка, следующее: не делайте другим того, чего сами себе не желаете. Ребенок не будет вести себя с вами вежливо, деликатно, если вы обращаетесь с ним по-другому.

Вот он попросил вас  помочь ему справится с чем-то, а вы ответили, что вам некогда; вот  он споткнулся о ваши ноги, а вы накричали на него. В этом случае не ждите, что ребенок захочет помочь вам накрыть на стол, или что он легко, или что он легко простит вас, если, расчесывая волосы, вы сделали ему больно.

Рассмотрим это более детально.

1. Поменьше «нельзя» и побольше «можно». Малыши любят действовать  и с трудом переносят бездействие. Они гораздо лучше реагируют на просьбу сделать что-то, чем  на требования не делать того или иного. Если вы говорите: «Здесь нельзя ставить велосипед», ребенок из чувства противоречия подумает: «Как это нельзя? Можно, вот возьму и поставлю!». Попробуйте выразить свою просьбу более положительным образом: «Давай поставим велосипед вон там, у стенки, а то здесь наткнется кто-нибудь на него и упадет» - вот увидите: ребенок послушается.

2. Давайте вразумительное указание. Но даже и правильно  построенные просьбы не помогут вам, если смысл их расплывчат. «Веди себя хорошо!» - довольно часто говорят, детям взрослые. Но что бы это могло означать? «Не делай того, что мне не нравится». Но что именно вам не нравится?

Всегда объясняйте ребенку, почему что-то нельзя делать. Исключение из этого правила лишь одно – чрезвычайные обстоятельства, когда вы не можете тратить время на объяснения. Во всех других случаях для ребенка оскорбительно делать что-то непонятное для него лишь потому что так требуете вы. «Делай, потому что так надо!» -  тоже не объяснение. Ребенок не усваивает из него ничего разумного, полезного для себя. Не  получая разумного объяснения, ребенок  не может никак усвоить, что значит «хорошо вести себя». Вот вы говорите ему: «Не трогай лопату!». Но почему? Может быть, ее опасно трогать? Или она грязная? Или ее можно сломать? Может быть, вы хотите, чтобы она завтра тоже лежала на этом же месте? Если вы объясните ребенку, что эта лопата чужая, что человек, кому она принадлежит, должен  найти ее на этом же месте и поэтому ее не нужно брать, тогда мысли ребенка примут желательное направление, и он будет способен в последствии применять  полученный  урок при других обстоятельствах. Ну, а если вы скажете ребенку лишь: «Кому говорят – не трогай! Не трогай и все!» - чему вы научите  его в этом случае?

3. Оставьте запреты для особых случаев. «Нельзя» нужно употреблять только в тех случаях, когда вы хотите раз и навсегда запретить ребенку, делать что-то определенное.  «Нельзя перебивать меня, когда я с кем-то разговариваю!» - запрет бессмысленный. Лучше сказать то же самое иначе: «Подожди, пока мы закончим наш разговор» - или как-либо еще.

4. Верьте ребенку, что он не хочет  сделать что-то дурное.

5. Если вы не правы, признайтесь в этом! Уже маленькие дети внимательно следят за тем, как вы сами себя ведете. Поэтому важно признавать сделанные ошибки и извинится, если вы кого-либо обидели или поступили неверно.

6. Полезно время от времени  напоминать малышу, что все могут иногда ошибаться. Если ребенок, повзрослев, примет эту истину к сведению, он не будет  предъявлять чрезмерно высокие требования к вам или к себе и к своим друзьям. Соответственно,  он не приведет в ужас и не разочаруется в вас, если неожиданно заметит вашу неосознанную ошибку, совершенную вами несправедливость или ложь во спасение.

К примеру, вы  обвинили ребенка  в чем-то, но вскоре оказалось, что вы были не правы. По всем статьям полагается извиниться перед ребенком. Иного выхода нет. Вам никак не спасти положение, и вы  не должны даже пытаться это сделать. Вы были не справедливы по отношению к нему, вы отказывались верить человеку, говорившему  правду. Если вы  теперь попросите у него прощения, ребенок лишь станет еще больше любить вас и уважать.

Теги: , Категории: Воспитание ребенка

Подписаться на обновления:

Добавить комментарий