Маленькие скандалисты!

Мамы в ужасе хватаются за голову: снова ребенок дерется! А может, обижают его? Опять воспитатели и учителя недовольны. «Спокойствие, только спокойствие!» Не впадайте в панику: всем типичным детским конфликтам у психологов есть объяснение.

Детский сад: ранняя социализация

Малыши обычно попадают в садик в три года. Мы уже говорили о пресловутом кризисе трех лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что у него есть собственные желания. «Хочу» становится для малыша важным и всеобъемлющим, а вот «надо» и «должен» он пока еще не усвоил.

Типичные конфликты:

1. Ребенок дерется. Причем пускает в ход кулаки, как только он чем-то недоволен. Типичная ошибка – ругать малыша за проявление агрессии. Ребенок имеет право на злость и обиду. Надо лишь научить кроху правильно реагировать:

  • Не запрещайте мальчику отвечать ударом на удар, но объясните, что драться подушками можно, а железными машинками нельзя. В процессе игры покажите чем обычно заканчивается драка.
  • Учите ребенка разрешать конфликты словами. Рассудительному подскажите аргументы в его пользу, подвижному предложите такую игру, которой он мог бы отвлечь остальных детей.

2. У ребенка отбирают игрушки – и он мстит. Типичная ошибка в этой ситуации - останавливать ребенка, уговаривать отдать детям все свои вещи по первому требованию лишь бы быть «хорошим мальчиком». Дайте ребенку право распоряжаться своими вещами. Так он поймет, что такое «мое» и «чужое».

3. Малыш отказывается участвовать в общих играх. Дети 3-4 лет часто не умеют играть вместе, если им не помогают взрослые. Если обычно ребенок общителен, потренируйтесь с детьми ваших приятелей и посоветуйте ему так же играть в садике.

Начальная школа: ищем своих и чужих

Попадая в школу, ребенок начинает подчиняться жестоким правилам. В 6-8 лет школьник остро нуждается во взаимодействии со сверстниками и набирается необходимого опыта.

Типичные конфликты:

1. Ребенок дразнит кого-то. Например, обзывает мальчика в очках. Не стоит драматизировать: пусть ребенок примерит на себя роль забияки, главное, чтобы он в ней не задержался. Расскажите ему о людях, чьи недостатки обернулись достоинствами, укажите недостатки людей, которых любит ваш ребенок. Так вы подведете малыша к мысли о том, что приятнее находить в человеке хорошее и игнорировать недостатки, в которых тот не виноват.

2. Ребенок поддается «стадному чувству». Сначала разберись, является ли он зачинщиком или идет на поводу у заводил. Зачинщику подскажите, как использовать его таланты в мирных целях и увлекать за собой других: организовать к примеру, школьный спектакль или турпоход. А ведомому ребенку предложите встать на позицию человека, который страдает от нападок. Если же он присоединяется к обидчикам из боязни быть битым, подумайте о смене коллектива. Нельзя ругать ребенка за страх быть отвергнутым, но и не каждому под силу защищать слабых.

3. Ребенок стал «мальчиком для битья». Травля ребенка в классе не может происходить без ведома учителя. Значит, либо педагогу наплевать, либо он поощряет травлю. Смените школу: требовать от ребенка невозмутимости в этой ситуации бессмысленно. Отдайте ребенка в коллектив, где он будет успешен, - в изостудию или спортивную секцию – это вселит уверенность.

Итак, в одной группе детского сада или в классе собираются дети со схожими возрастными проблемами. Способны ли дети самостоятельно их «разрушить»? Возрастные психологи уверены: нет. Конечно, чем старше ребенок, тем больше у него опыта и возможностей выходить из трудных ситуаций без посторонней помощи. Но накапливать этот опыт лучше при участии доброжелательных взрослых.

Средняя школа: референтная группа

До этого мы говорили о малышах и младших школьниках. Теперь поговорим о средней школе: референтная группа.

Подростку белее интересен круг сверстников, нежели семейные связи. Однако для решения конфликтных вопросов подростками по–прежнему нужна помощь взрослых, в деликатной форме.

Типичные конфликты:

1. Ребенок копирует «плохого» одноклассника. Так проявляется желание ребенка самоутвердится, стать «крутым». Читать ему нотации о «дорожке вниз по наклонной плоскости» бесполезно. Определите подростка в спортивную школу или туристическую секцию, в танцевальный клуб, где он узнает истинную цену сильного характера, который проявляется не в конфликтах, а в том, чтобы одержать победу над собой.

2. Ребенок требует дорогие вещи. Статус материальных ценностей настолько высок, что ребенок может стать изгоем из-за того, что у него нет модных вещей.

  • Держите ребенка в курсе семейного бюджета. Пусть знает, что вы действительно не можете, а не «не хотите» купить ему новый плеер.
  • Объясните, почему вы зарабатываете меньше других родителей: вы больше времени посвящаете семье, не получили образование. Тогда возрастет стимул к учебе и высокооплачиваемой работе.
  • Вещи, купленные ради других, не радуют. Но и не отказывайте ребенку во всем подряд!

3. Ребенок переживает из-за первой любви. Подростки скрывают чувства от родителей, и не лезьте к ним в душу со своими советами. Найдите личность, адекватную отцовской или материнской, - тетю или дядю, - кто утешит юного влюбленного и объяснит поведение объекта любви. Потребность в наставнике у подростка еще велика.

Делаем вывод: человек на каждом этапе своего развития решает важную проблему взаимоотношений с окружающим миром, начиная со дня рождения. А мы, взрослые, на помощь в любую минуту. Тогда и у них и у нас будет все отлично!

Теги: , , Категории: Воспитание ребенка

Подписаться на обновления:

Добавить комментарий