Дисциплина — что это такое?

В области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным конструктивным членом общества. Что включает в себя дисциплина? Сюда входит: достойный пример взрослых, моделирование ситуации, словесные и письменные инструкции, письменные просьбы, обучение, обеспечение ребенку возможности самому учится и набираться различного жизненного опыта, в том числе и умение отдыхать – список достаточно длинный, и все это под разумным и благожелательным руководством взрослых.

Конечно, наказание тоже есть, в этом списке, но это только один из многих способов обеспечения дисциплины, причем наиболее отрицательный и примитивный.

Дисциплины неизмеримо легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят, принимают его таким какой он есть. Тогда ребенок может примириться с руководящей ролью родителей без враждебности и обструкций. Если же не чувствует, что родители стоят за него горой, то ему в самом деле трудно отождествить себя с ними и с их ценностями.

Если же нет сильной, здоровой, основанной на искренней любви и привязанности связи с родителями, ребенок реагирует на диктат родителей с гневом, враждебностью, негодованием, обидой. Он рассматривает каждую просьбу (или требование) как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться. В самых тяжелых случаях ребенок учиться рассматривать любую просьбу родителей с отвращением, все делать  назло, прямо наоборот тому, что от него ожидают и требуют.

Я надеюсь, вы теперь уже понимаете с выше сказанного, как много необходимо делать нам, родителям, прежде чем ожидать от ребенка, что он будет правильно реагировать на наши требования быть послушным и дисциплинированным.

Для того, чтобы добиться от ребенка хорошего поведения, прежде всего, следует обращаться к нему с вежливыми просьбами. Еще важнее, чтобы просьбы опирались на чувство личной ответственности. Ребенок чувствует, что в равной степени отвечает за свое поведение, как и родители, которые уверены, что он выполняет их просьбу.

Ребенок инстинктивно знает, что у него есть выбор, как себя вести. Когда родители просят о том, чтобы он вел себя хорошо, ребенок ощущает, что родители понимают, что он сам способен думать, принимать решения, контролировать свое поведение и должен учиться отвечать за свои поступки.

Если вместо приказов как можно чаще будет звучать просьба, ребенок будет расти в полной уверенности, что родители на его стороне, что они его союзники, что ни они хотят помочь ему сформулировать характер и выработать линию поведения. Это важно.

Если требуя приличного поведения, родители в основном опираются на приказы, ребенок может быть послушным. Но он склонен повиноваться только потому, что папа и мама требуют этого, а вовсе не потому, что так вести себя лучше, по его мнению. Он не будет смотреть на своих родителей как на союзников, которые стараются ради его же собственных интересов. Ребенок будет считать, что они требуют хорошего поведения ради порядка, тишины, чтобы их считали хорошими воспитателями, короче, ради их собственных интересов.

Необходимо понять, что когда  мы обращаемся к ребенку с просьбой, то это просто очень эффективный способ давать ему инструкции. Это не унижает нас, не делает нас мягкотелыми, не означает, что мы не можем настоять на своем. Обращаясь к ребенку с просьбами, мы просто выбираем более разумный, приятный, деликатный способ передачи информации. Особенно это правильно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием, без всякого отвращения выполнил ваши просьбы.

Однако надо смотреть в лицо фактам: просьбы не всегда достаточны! Иногда родители должны быть более настойчивы и выдавать директивы ни как просьбы, а как прямые инструкции (команды). Это обычно случается, когда ребенок не выполняет просьбу. Тут я бы хотела вставить очень важное примечание: это одновременно и совет, и предупреждение. Чем больше родители используют такие авторитетные методы, как приказы, нагоняи, придирки, ворчания, крики, брань, тем меньше это все действует на ребенка!

Если в обычае родителей вежливое обращение к ребенку, то временами даже прямая команда даст необходимый эффект. Но чем чаще родители прибегают к авторитетному тону, приказывая ребенку, тем хуже будет его реакция. Если к тому же, в добавок, родители разгневаны, раздражены, настроены враждебно или впадают в истерику, обучаясь с ребенком, то не следует ждать от него отклика на ваши просьбы!

Как видите хорошее воспитание ребенка, требует равновесия. Каждому ребенку нужен и контакт глаза в глаза, и физические прикосновения, и пристальное внимание, но одновременно и дисциплина. Но мы должны давать все это нашему ребенку в меру,  в разумной пропорции. Я надеюсь, что все, что мы подробно обсудили здесь, поможет Вам и Вашему ребенку!

Теги: , , , , Категории: Воспитание ребенка

Подписаться на обновления:

Добавить комментарий