Желание творить!

Свои первые каракули ребенок выводит примерно в полтора – два года. Как правило, они ничего не означают – малышу просто нравится  водить карандашом по бумаге (а иногда и маминой помадой по зеркалу). При этом психологи полагают, что любые замечания на этой стадии могут вызвать задержку развития. Через пару месяцев каракули начинают приобретать для малыша определенное значение. То есть сам характер «художеств» не меняется, но автор уже дает им  вполне конкретное название: «Это  - папа» или «наш дом». И лишь приблизительно к трем – четырем годам творения юного художника начинают приобретать привычные нам очертания.

Бывает, что охоту к рисованию отбивает равнодушие взрослых: малыш должен видеть, что мама и папа интересуются его творчеством, радуются успехам, хранят лучшие работы и хвастаются ими перед гостями – ведь то, что никому не нужно  и никого не радует, не вызывает вдохновения. И все же большинство детей «перерастают» подобные увлечения. Чаще всего это происходит потому что ребенок начинает критически смотреть на свои работы. Тут два пути. Либо отвести «критика» в художественную школу, либо изменить его взгляды на творчество.

Походите в музеи, на выставки. Пусть он увидит, что живопись бывает разная.  Пусть поймет, что картина может отображать не только предметы и людей, но и состояние души, настроение, а для этого не так уж обязательно уметь рисовать реальные предметы.

Известный детский психотерапевт Вайолет Оклендер предлагает давать детям довольно оригинальные задания: «Нарисуй, как выглядел бы мир, если б он был таким, как тебе хочется», «Нарисуй, что ты чувствуешь, когда поссорился с братиком (другом)», «Изобрази свой самый счастливый момент в жизни» и так далее. При этом пусть ребенок рисует и красками, и карандашами, и фломастерами, и цветными мелками. Не стоит мешать, если он захочет  на акварели дорисовать что-то шариковой ручкой или разрисовать тушью принесенный с улицы булыжник.  А вдруг в будущем он изобразит новую технику живописи или станет основателем целого направления?

Иногда детские рисунки могут очень многое рассказать о душевном состоянии малыша.  По мнению российского детского  психолога – психотерапевта Наталии Кедровой, перенося на бумагу свои страхи и переживания, ребенок самому себе помогает справиться с новыми или непростыми событиями жизни.

Так, дети, чувствующие себя неуверенно, создают рисунки, напоминающие схемы метро, системы водопроводов с кранами или географические карты – словно пытаясь упорядочить изменчивый и непостоянный мир взрослых. Дети, пережившие  сильный испуг, повторяют страшные фрагменты из рисунка в рисунок. Ведь это – самый естественный для ребенка способ разобраться с тем, что его пугает. Чаще всего волнующая тема постоянно сходит на нет,  и у малыша появляются новые сюжеты. Если ребенок постоянно рисует одиноких «героев», то, возможно, ему не хватает внимания и любви взрослых, либо общения со сверстниками – детям свойственно мыслить «семейными» категориями. Поднятые или опущенные вниз со сжатыми кулачками руки у человека на рисунке говорят о пессимистическом настрое автора или  агрессивности. Большие глаза – с прорисованными зрачками  или же без зрачков и с заштрихованными склярами  - символ страха или тревоги.  О неуверенности в себе могут поведать ноги фигурки – если они нарисованы без ступней. В норме своими героями  и героинями  малыш рисует  устойчивые упоры в виде ступней ног или широкого основания длинного платья. Уверенный в себе  ребенок обычно концентрирует изображение в центре листа, используя жирные четкие линии. Но не стоит при взгляде на творение своего малыша  сразу впадать в отчаяние или ставить диагноз – вполне возможно, что вы не учли все нюансы и неверно интерпретировали «пиктограмму».

Полную картину психического и эмоционального  состояния ребенка может дать лишь квалифицированный детский психолог. И помните, что для  маленького ребенка не так важен результат – внешнее сходство, как сам процесс. Главное, чтобы ребенок имел возможность выражать себя в творчестве и  получать от этого радость.

Теги: , , Категории: Развитие ребенка

Подписаться на обновления:

Добавить комментарий