Сказки-помощники или кое-что о сказкотерапии

Что такое сказка понятно всем. В общем, понятно и слово, «терапия» - это лечение. Значит, сказкотерапия – это лечение сказкой? Неужели сказка может лечить? Может. Но только в отличие от лекарств, сказка лечит не только тело, а душу. И так, в психическом развитии человека есть «мифологический» период – примерно от двух до семи лет. Он проявляется в виде фантазирования, веры в сказочное волшебство. При этом здоровый ребенок не устанавливает границу между сказкой и реальностью.

Если ребенок этот период не проходит, если родители начинают налегать на интеллектуальное развитие – учат математике, а сказки считают не нужными хламом – ребенок остается очень формальным. Он неожиданно начинает верить во всевозможнейшие выдуманные ситуации, которые уже во взрослом состоянии – с трудом отделяет от реальности и может попасть под влияние сект.

Воспитание малыша – задача не из легких. Каждая мама время от времени сталкивается  с определенными проблемами. Кто-то из ребятишек отказывается кушать полезные супы и кашу, кого-то тяжело уложить вечером спать, кто-то ужасно обидчив и драчлив, кто-то боится насекомых и т. п. Оказывается, большинство таких проблем легко решить при помощи вовремя рассказанных сказок.

Не стоит переживать, если у вас нет литературного таланта, и вы не можете расписывать все в красивых деталях. Для воспитательной сказки детали и не важны. Напротив, слишком длинная и «красивая» сказка отвлекает маленького ребенка от мысли того, что вы хотите до него донести. Поэтому сказка должна быть по возможности короткой, без чрезмерных лирических отступлений, с простыми и понятными сюжетами.

Начало сказки должно заинтересовать малыша, чтобы он захотел вас слушать. Лучше начать как-нибудь загадочно: «А хочешь, я расскажу тебе одну удивительную (волшебную, смешную) историю, которая случилась в сказочном  (дремучем, далеком, загадочном) лесу (Тридевятом царстве, на далекой планете, на дне океана)». Как тут не захотеть? Дальше очень важно, чтобы с каким-то персонажем случилась история похожа на вашу. Причем, для самых маленьких ребятишек лучше использовать в сказках героев  - животных  (лисенок, котенок, зайчонок, цыпленок, маленький динозаврик или дельфинчик, если кроха особенно уважает этих животных). Малыш до трех лет любит ассоциировать себя с животными, так что они легко смогут провести параллель между крошкой – зверюшкой и собой.

Ребятишкам постарше можно рассказывать сказки о таких же, как они сами девчонках и мальчишках, но обязательно живущих не по соседству, а где-то далеко. Иначе кроха сразу заподозрит подвох.

Очень важно чтобы малыш с одной стороны мог поставить себя с героем сказки, с другой – дистанцироваться от него понимая, описываемые события происходят с каким-то далеким мальчиком Колей, а вовсе не с ним.

Хорошим ходом будет ввести в сказку и вовсе необычных одушевленных персонажей: цветы, деревья, тучки, облака, ручеек, море, морские камни, туман, солнце, ветер, горы, автомобиль, паровозик, кораблик и т. п. Это пробудет детскую фантазию и воображение.

А теперь передумываем сюжет который переплетается с детской проблемой и ненавязчиво подсказывает крохе выход из трудной ситуации или показывает, что подобное поведение не слишком уместно. Просто отстраненная история со счастливым концом. Герой попадает в затрудненное положение, но потом находит из него достойный выход и все заканчивается замечательно. И даже если персонаж сначала был не на высоте, потом он обязательно понимает свою ошибку и исправляет в себе нежелательные качества, справляется  со страхом, капризами и перестает беспокоится о том, что раньше его сильно тревожило.

Тому, кто сочиняет для малыша терапевтическую сказку, будь то мама, бабушка или другой, близкий ребенку человек, важно понимать одну значимую вещь: сказка должна нести в себе метафору (т.е. завуалированный, переносимый смысл) и должна быть рассказана с душой. Ведь наша задача достучаться именно до детской души, эмоций и чувств. А значит, и сказка должна быть рассказана на языке чувств.

Не выплескивайте на малыша свое раздражение и ни в коем случае не запугивайте, обещая страшные последствия от его неблаговидных поступков: «Жил-был на свете мальчик, который не слушал маму, и она от него ушла, и больше никогда не вернулась!» Как вы думаете, что чувствует  ребенок после такой «сказки»? Конечно, обиженная мама – зайчиха в сказке может уйти от своего неразумного малыша – зайчонка  «куда глаза глядят», но, в конце концов, все обязательно должно закончится благополучно: любовью, пониманием и прощением. И, конечно, обязательно учитывайте особенности вашего ребенка. Ведь лучше вас, его никто не знает, даже самый квалифицированный психолог.

Теги: Категории: Развитие ребенка

Подписаться на обновления:

Добавить комментарий