Речь ребенка: чем могут помочь родители?!

Чем больше вы разговариваете с ребенком, тем лучше. Однако пользу принесет только такой разговор, который действительно является двусторонним, взаимным.  Если ребенок что-то говорит вам, а вы лишь отделываетесь междометиями или время от времени  вставляете «Да ну?!», «Вот как?», «Неужели» и т. п., то это, конечно, вовсе не осмысленный диалог. Ребенок вскоре поймет, что на самом деле вы не прислушиваетесь к его словам.

Точно так же малоэффективны ваши длительные монологи, обращенные к ребенку. Если  вы не делаете паузу, чтобы он смог вставить слово, на которое вы как-то отреагируете, ваш монолог превращается для ребенка в бесполезный шум, будто включен радиоприемник, но передачу никто не слышит. В конце концов, ребенок сообразит, что вам безразлично, слышит ли он вас; понимает ли ваши слова, - и в результате обращать внимания на ваши слова.

Лишь при условии, что вы внимательно разговариваете с ребенком, выслушивая его и давая ему ответ, он получит от вас неоценимую помощь – вы сможете называть  новые для него предметы или явления, формировать новые понятия как раз тогда, когда ребенку это больше всего нужно. При этом не важно, располагает ребенок большим  запасом слов или нет, ему в любом случае нужно знакомится с новыми словами.

Представьте себе, что ребенок нагрузил песком ведерко, но с трудом тащит к песочнице. Конечно, ему надо помочь, но заодно вы можете расширить запас его понятий. Если просто предложить ему «Давай помогу», ребенок не узнает ничего нового. Скажите лучше: «Тебе помочь нести ведерко с песком? Оно для тебя слишком тяжелое». Этим самым вы дадите ему повод для размышлений. Ребенок мог не знать, что ему тяжело из-за того, что он взял целое ведерко песку, вы назвали для него причину («слишком  тяжелое»).

Точно так же вы можете указать на многое другое: вы достаете что-то с верхней полки, потому что вы «выше»; вы уронили тарелку, так как  она «слишком горячая»; вы не стали надевать на него свитер, так как он теперь мал ему.

Вы можете расширить представление ребенка о цвете, размерах, формах и количествах. Вот вы даете ему коробочку с леденцами, и он выбрал себе конфету розового цвета. Можно, конечно, сказать: «Тебе эта понравилась, да?», - но это милая болтовня мало, что даст ребенку. Если же вы заметили: «Тебе розовая конфетка понравилась, да?» тем самым вы обозначите цвет, о котором он, возможно, еще не слышал. Две конфеты, которые взял ребенок, дают вам повод для нового комментирования: «Две конфеты! Одна для одной ручки, вторая – для другой! Две конфетки  для двух ручек». А если окажется, что одна из конфет продолговатая, а другая  - круглая, то стоит упомянуть и это.

Точно так же можно развивать  и уточнять ситуацию практически всякий раз, когда ребенок обращается к вам.

Удачи Вам!

Теги: , Категории: Развитие ребенка

Подписаться на обновления:

Добавить комментарий