Первые шесть месяцев жизни: как оптимально использовать время для игры

Дети никогда не играют забавы ради, просто так. Игра – это процесс познания, обучения, закрепления того, чему ребенок научился. Выбирайте игру сообразно настроению ребенка. Как и всем взрослым, младенцу нравится играть в разные игры – в зависимости от настроения. Когда настроение у него ровное, добродушное ему нравится играть в шумные, веселые игры, «возится», драться. Они позволяют ему чувствовать умение управлять собственным телом, насладится тем, чему он уже хорошо научился.

Однако, если он устал или нездоров, такие игры лишь напугают его, доведут до слез. Он воспримет ту же игру как рукоприкладство. Порой у него возникает желание, чтобы его приласкали, он наслаждается тем, что его гладят, целуют, тихо говорят что-то ласковым голосом. Но тот же ребенок ощущает ваше  поползновение приласкать как попытку покусится на его свободу, - если он раззадорен игрой и не может угомонится.

Когда же ребенок устал, голоден или вот-вот  заплачет, ни одна игра ему не нужна: ему нужно спать, или есть, или получить от всех утешение.

Когда вы играете с ребенком, учитывайте скорость его реакции. Она гораздо медленнее вашей, особенно если предложенная ему игра  использует его возможности на сегодня до предела.  Если он принимает в игре полноправное участие, вы должны заставить вести  игру с удобной для него скоростью. К примеру, вы задали ему вопрос и подождали ответной реакции лишь несколько секунд, а потом от нетерпения сказали что-то еще - и вот его ответ в игре «не сработал». Не спешите, может, ему потребуется не пять , 15 секунд, чтобы найти правильный звук в ответ на ваш вопрос.

Если вы протянули ребенку игрушку, чтобы он взял ее, и, потеряв терпение, сами вложили ее ему в руку – вы помешали ребенку проявить себя, свои возможности. Подождите, дайте ему время самому ухватиться за игрушку, дайте ему время выполнить ту небольшую задачу, что вы перед ним поставили.

Если вы улыбнулись ребенку, лежащему в кроватке, послали ему воздушный поцелуй и тут же отвернулись – вы опять не дали ему возможности принять участие в этой игре. Возможно, он собирался улыбнуться вам в ответ, только вы сами не дали ему этого сделать. Он и улыбнется, но будет озадачен: улыбаться теперь приходится вашей спине.

Учитывайте характер ребенка, его наклонности. Каждому ребенку нужна своя интенсивность впечатлений от игры, достаточно большая, чтобы заинтересовать его, но не настолько, чтобы ребенок был ошеломлен происходящим, растерялся, расхотел играть. Один пятимесячный ребенок будет визжать от удовольствия, если его  подбрасывать на руках, другой – донельзя испугается. Тихая колыбельная песенка вызовет улыбку на лице одного и желание подпеть вам, а другой ребенок вовсе не заметит, что что-то происходит.

Вы сами лучше всех знаете своего ребенка; следите за его реакциями на игру – и вы сможете очень точно выдерживать необходимую меру в вашей игре. Нравится ли ему громкие звуки? Если нет, то зачем давать металлическую ложку, которой он будет стучать по кастрюле, - дайте ему лучше деревянную. Не предлагайте ему резиновых игрушек, которые пронзительно пищат, заклейте дырочку пластырем или клейкой лентой, пока ребенок не захочет, чтобы любимая игрушка издавала звуки.

Ему не нравятся неустойчивые положения? Тогда не сажайте его на колени, чтобы «покатать на лошадке». Поиграйте лучше в «сороку – ворону». Ваш ребенок очень активный? Тогда не ограничивайте его свободы, положите его на пол, поиграйте в «велосипедик», поучите переворачиваться. Постепенно вводите новые элементы.

С трех до шести месяцев младенцы особенно живо реагируют на  новые  предметы. Знакомые, уже изученные им игрушки не вызывают теперь никакого интереса: ребенок полностью освоил их. Ему сейчас очень нравится другая погремушка – похожая на предыдущую, но немного больше и другого цвета. Или новый лист бумаги – такого же размера, как вчера, но глянцевый, шуршащий совсем по-другому. Свисток с другим тоном издаваемого звука, чем прежде; продолговатый воздушный шар, а не шарообразный, пластиковая баночка от косметички, а не бутылочка.

Почаще давайте ребенку играть раздетым. Ребенок в это время может легче освоить новые для него движения, повороты и прочее, поскольку одежда и пеленки сковывают его; он может «обнаружить» новые для себя частички тела, поскольку они обычно скрыты под одеждой.

И наконец. В этом возрасте лучшая игрушка для ребенка – вы сами. Ваше тело – идеальный гимнастический снаряд; ваши мышцы помогают ему  проделывать такое, что он не способен совершить в одиночку. Ваши лицо и голос вызывает у ребенка восторг, он зачарованно наблюдает за ними; все, что вы делаете, все вещи, которыми  вы пользуетесь, приводит его в восхищение. Если вы способны подарить ребенку свое внимание, любовь, оказать помощь, то лучшей  игры не придумаешь.

Теги: , , Категории: Развитие ребенка

Подписаться на обновления:

Добавить комментарий