С какого возраста учить малыша считать? Я предлагаю вам схему поэтапного обучения счету.
Читай малышу стишки – считалочки, но не акцентируй его внимание на числах, просто загибай пальчики на руке. Нужно, что бы малыш понял: играть с мамой интересно и весело.
1-3 года. «Один и много». Знакомим ребенка с понятием «много». Например: одна куколка или машинка в руке – и много их на полке или в ящике. Пойдут на ура матрешки, которые вкладываются одна в другую: была одна большая и вдруг, из нее появилось еще несколько, «много»! Можешь убрать все игрушки и сказать: «А теперь, смотри, не осталось ничего!» Так ты подготовишь малыша к пониманию такой важной цифры, как ноль.
Попроси ребенка показать тебе одну игрушку, а потом много, показать один пальчик и много. Важно, что бы малыш ощущал предметы в руках – так ему будет легче усвоить новый материал. Ведь оценить количество предметов на расстоянии ему еще тяжело. Хвали, когда он все делает правильно – малыш нуждается в мамином одобрении! Не настаивай на продолжении занятия, если ребенок потерял интерес или устал. Переключи его внимание на что-то другое.
С 3-х до 4-х лет. Сравниваем! В дело идет все, что можно сравнить. Предложи крохе предметы разного размера: большую машинку и маленькую, чайную ложку и столовую. Можно усложнить задачу: «В этом домике живет одна кукла, а в этом много. Две куклы пошли в гости к подружке, и в одном домике стало меньше кукол». Если ребенку интересно, можно посчитать, сколько кукол в каждом домике.
4-5 лет. Считаем! На этом этапе тебе понадобятся карточки с картинками – ребенок учится соотносить понятия числа с количеством предметов. Важна визуальность! Например, на карточке нарисованы три елочки – мы называем: «три». Пора знакомить и с цифрами: покажи карточку с цифрой три и т. д.
Тебе здорово поможет и «Сточсет» Зайцева. По ручке овладеваем счетом до десяти. Знакомя с цифрами, объясняй примерно так: «Единичка похожа на худого человека к кепке, двойка на лебедя». Можешь купить готовые карточки с «видоизмененными» цифрами или нарисуй их сама. Считаем до десяти и обратно.
5-6 лет. Решаем задачи! Объясняем количественное значение числа: «Три состоит из трех единичек, четыре из четырех единичек». На числовом ряду (продается в детских магазинах) учимся показывать, какое число больше, какое меньше, какое впереди, какое позади. Помогут настольные игры «посчитай-ка» и «точечки» Никитиных. Учимся решать задачи в одно действие с вопросами «сколько» и «больше - меньше».
Обучай ребенка счету в игре, используя красивые пособия, не заставляй его заниматься, если малыш не хочет. Он может потерять интерес!
1. Используй спортивные игры, считалки, но вместо «раз» всегда, пусть даже в ущерб рифме, говори «один» – не путай ребенка.
2. Учи считать «вслепую». Возьми мешок и сложи туда несколько предметов. Пусть малыш засунет туда ручку и все посчитает, не вынимая.
3. Считайте то, что ребенку интересно: ворон, машины, деревья.
4. Когда малыш считает предметы, прикасаясь к ним пальчиком, следи, чтобы счет не опережал движение пальца.
5. Не заставляй ребенка писать в прописях: пусть рисует цифры произвольного цвета и размера, лепит их из пластилина.