Больше слов хороших и разных!

А теперь будем сочинять новые слова. Свои собственные, такие, каких еще не было и нет. Для начала возьмите за основу модель, предложенную М. Ясновым в  стихотворении «Игра». «Ерш – ершится. Петух - петушится, лайка – лает. Змея – змеится…Что ж получается: лягушка – лягается?».

Немало глаголов в нашей речи происходит от названия животных. Они весьма меткие. Легко представить петушащего человека – каждый видел, как петушится петух. И мы отлично понимаем, что значит «бычится» или «свинячить». А может ли человек  «павлинится»? А «насорожить», «кузнечится» «сорочить», «мисится»?

Попробуйте вместе с ребенком не только придумывать новые глаголы, но и объяснять их значения.  Для этого малыш  должен постараться выделить какую – нибудь характерную особенность каждого  животного. Чем знаменита сорока? Да тем, что любит все яркое и блестящее. Значит «сорочить»  - это слишком ярко, вызывающе одеваться. А можно ли «телевизорить» и «журналить», и «кроватить», «компьютерить», «автомобилить»?

А вот какой замечательный железнодорожный маршрут предлагает А. Охрименко в книге «Домашняя азбука». Внимание! Наш поет отправляется в строну Детства. Остановки: «Слезное, Конфетино, Пряткино, Прыгоножкино, Двойкино, Пятеркино, Мамино, Книжное, Коляскино, Молочное, конечная станция Подростаево – Поумнелово, переход на Юношескую». Здорово, правда? Попробуйте тоже сочинить свой собственный маршрут. Какие там будут станции!?

В нашем языке немало сложносоставных слов: пароход, водовоз, самолет. А почему бы нам не сыграть в замечательную фантазийную игру и не придумать свои собственные слова – гибриды, соединяя вместе два фрукта, овоща, животных, цветка, предмета, мебели, вида спорта, игрушки и даже учебных предметов? Можно брать любые части слов и соединять их так, чтобы получалось смешно. Укроп и петрушка – укрушка, пепроп. Киви и ананас – кивина. Банан и ананас  - бананас. Огурец и горох – огурох. Морковь и капуста – мокруста. Пион и астры – пиастры. Астра и роза – астроза.  Лиса и заяц – лизаяц. Жираф и заяц – жирозай. Диван и ванна – дивана. Ритмика и рисование – ритмование.

А еще весело добавлять к разным словам приставки сверх -, анти -,микро -,мини -, а потом придумывать, что же означает получившееся новое слово. Вот что такое сверхужин? Это ужин из ста блюд. А антиужин – ужин для тех, кто на диете. Придумайте с вашим юным лингвистом, кто, такой минибегемот и микровеликан, какие методы воспитания используют сверхвоспитатель и что такое антиконфета.

Все эти несерьезные игры помогут внести долю здорового смеха в нашу чрезмерно серьезную жизнь. А еще научат малыша получать удовольствие от творчества, радоваться своей способности что-то придумывать и сочинять, помогут почувствовать и полюбить родной язык. И, кто знает, может эти несерьезные игры станут первыми шагами маленького сочинителя на серьезном пути большого творчества.

Успехов Вам!

Теги: Категории: Развитие ребенка

Подписаться на обновления:

Добавить комментарий